Полезные советы для автолюбителей

Какие свечи зажигания лучше и когда их необходимо менять?

Резьба, изолятор и два контакта. И это рабочий орган системы зажигания, от которого зависит работа всего двигателя? Так и есть. Свеча зажигания не так проста, как кажется, не так дешева, как за нее просят и не так вынослива, как пишут на упаковках. Свеча свече рознь, и какие свечи зажигания лучше для бензинового двигателя, а какие для газового, какие для мороза, а какие для жары, тоже имеет значение. Попробуем хотя бы вкратце разобраться в этой искрометной истории, чтобы свечи служили эффективно и долго.

Конструкция и параметры свечей

Свечи зажигания фото

На фото — свеча зажигания, рабочий орган системы зажигания автомобиля

На первый взгляд, не так уж она и сложно устроена. Но это только кажется, потому что свеча зажигания неразборная и обращает на себя внимание крайне редко. Если внимательно посмотреть на свечу в разрезе, явно видно ее основные элементы:

  1. Контактный вывод. Он служит для надежного подключения высоковольтного провода.
  2. Изолятор. Изолирует не только от прохождения электричества, но и в первую очередь от высокой температуры, поэтому он такой массивный. И это только видимая его часть. Основная часть находится в камере сгорания и предохраняет рабочую часть электрода от перегрева.
  3. Гофрированная часть изолятора не просто удерживает колпачок с высоковольтным проводом, а и предотвращает возможные пробои на корпус.
  4. Электроды. Между ними возникает искра, когда подается высоковольтный импульс.
  5. Уплотнительная прокладка на резьбовой части. Предотвращает прорыв газов из камеры сгорания.

При всей своей простоте, свеча имеет массу характеристик, которые влияют на качество, интенсивность искрообразования и это во многом зависит от материалов, из которых свеча изготовлена. Вначале обратимся к параметрам свечей, которые одинаково важны для любого автомобиля, будь то карбюраторный ВАЗ 2107, инжекторный Рено Дастер или двигатель двухтактного мотоцикла Иж Юпитер.

Видеоурок о том, какие свечи зажигания лучше

Характеристики свечей зажигания

Прежде чем решить, какие свечи зажигания лучше для конкретного двигателя, нужно определить калильное число свечи. Это и есть самый главный параметр, который влияет на подбор свечи к двигателю.

Калильное число характеризует давление, при котором происходит самовоспламенение смеси без искрообразования и является числом условным. Что-то вроде коэффициента отношения давления, марки топлива, температуры в камере сгорания. А эти данные, естественно, исходят от того, для какого автомобиля подбирается свеча. Этот параметр должен неукоснительно соблюдаться при установке свечей с небольшим допуском для кратковременного использования в сторону увеличения. Если использовать свечу с меньшим калильным числом, последствия могут быть самыми плачевными, вплоть до разрушения головки блока, поршневой и газораспределительного механизма, а самым безобидным может стать пробой прокладки головки. Отечественные свечи еще могут как-то делиться по калильному числу (8, 11, 14, 17, 20, 23, 26). Импортные же производители такую классификацию отвергают и делят свечи на горячие и холодные.

Работа свечей зажигания

От свечей зажигания зависит работа сердца автомобиля — двигателя

Зазор на электродах свечей также важен и он указан в инструкции по регулировке автомобиля. Это просто расстояние между боковым и центральным электродом и для каждого типа двигателя он определяется индивидуально. Более того, если в моторе 2114 или 2109 рекомендуемый зазор 0,8 мм, не факт, что двигатель будет стабильно работать именно с таким зазором. На процесс искрообразования очень влияет бензин, точнее, его качество, а оно крайне нестабильно. Поэтому иногда может потребоваться изменить зазор в меньшую сторону для того, чтобы пробить искру было проще. А в некоторых случаях наоборот, для того чтобы искра была мощнее, зазор можно увеличить. Зазор выставляется при помощи специального калиброванного щупа, но при этом следует очистить свечи от нагара.

Самоочищение свечей — одно из основных свойств, которые ценятся в эксплуатации. Понятие, естественно, довольно условное, но одни свечи могут пройти и 90 тысяч без замены или элементарной очистки, а другие через 5 тысяч км отказываются давать искру. Здесь уже все вопросы только к производителю свечи и на нефтеперерабатывающий комбинат. Часть топлива сгорает, а некоторая часть его, самые тяжелые фракции, остаются на стенках камеры сгорания и на днище поршня, на клапанах и на контактах свечи. Каждый производитель хочет видеть свои свечи на пьедестале почета, как самые стойкие и не поддающиеся образованию на них нагара, но это не всегда соответствует истине. А проверить это можно только опытным путем. Пожалуй, поэтому японские свечи NGK и считаются самыми боевыми, несмотря на идентичные характеристики с другими свечами. Что-то они там знают. Даже при их подходе к калильному числу, достаточно просто поставить свечу немного холоднее, и двигатель заработает лучше.

Виды свечей зажигания

Как таковой классификации свечей не существует, но есть условное деление их на обычные, иридиевые и платиновые. Понятно, что это названия материалов, которые входят в состав электродов в той или иной степени. Классические свечи имеют медные электроды, а в остальных есть определенный процент платины и иридиевого сплава. Существуют также комбинированные свечи, где электрод медный, но покрыт специальными сплавами для увеличения ресурса. Платиновые и иридиевые свечи самые долговечные, а также свечи на основе сплавов из них практически не выгорают.

Есть свечи с одним или двумя, а бывают и с тремя внешними электродами. Теоретически, это должно было бы увеличивать интенсивность искрообразования, но, как показала практика и исследования в лаборатории, искры больше не становится. Единственным плюсом мультиконтактных свечей можно назвать тот факт, что, когда один электрод закоксовывается, в работу включается второй, а оба одновременно они практически не работают.

Когда менять свечи

Каждый производитель старается ставить свои сроки замены свечей. Так, для ВАЗ старых выпусков ресурс свечей составлял 25-30 тысяч км. При этом нужно учесть, что речь шла о тех свечах, которые были доступны в то время и о той конструкции автомобиля, которая была тогда. Сегодня, на том же десятом семействе ВАЗ, 2112, Приоре, 2114, 2115 с инжектором, автомобилях ГАЗ, замена свечей может проходить и на 30 тысячах, хотя завод на этом не настаивает. Более современные автомобили, такие как популярные Шевроле Ланос 1.5, Лачетти 1.6, Дэу Нексия, Рено Логан, Хендай Акцент, Фольксваген Поло Седан, с небольшой степенью сжатия могут тоже обойтись заменой свечей в районе 60 тысяч км. Это в том случае, если свечи стандартные. Более дорогие свечи не будут беспокоить гораздо дольше, но их целесообразнее ставить на автомобили с более высокой степенью сжатия и работающими на бензине с более высоким октановым числом. На Форд Фокус 2, Хендай Солярис, Мицубиси Ланцер, а также на последние Лада Гранта, Лада Калина 2 нормальным пробегом платиновых или иридиевых свечей, даже с нашим бензином, будет 80-90 тысяч км.

А если свечи не менять?

Свечи зажигания и двигатель

Трудный запуск двигателя может быть признаком ресурс свечей себя исчерпал

Все-таки лучше менять. Не важно, на бензине автомобиль или с ГБО, ресурс свечей имеет определенный предел и первыми признаками того, что свечи просятся на выход может стать трудный запуск и вялая динамика при хорошем состоянии мотора и всех систем. Также, если на ровном месте растет расход топлива, не помешает выкрутить пару свечей и посмотреть, в каком они состоянии. Самым трагичным результатом халатного отношения к свечке может стать детонация двигателя. Она будет тем более опасна, что ее никто не ждет и все, казалось бы, работает исправно. Только итогом может стать одна ударная волна, которая выведет из строя половину двигателя.

Следовательно, устанавливая свечи на автомобиль, необходимо сверять калильное число с тем, которое указал производитель и при любой возможности стоит поглядывать на свечи и состояние электродов, контролировать зазор между ними. И, конечно, топливо должно быть максимально качественным, тогда свечи не станут о себе напоминать 50, а то и 60 тысяч километров.

  • Новости
  • Практикум
Дорожники по ошибке отремонтировали хорошую дорогу
Читать далее...
Новый Opel Insignia заметили на дорогах (фото)
Читать далее...
Новый Ford Focus: теперь и с российскими моторами
Читать далее...
Со сменой поколений Peugeot 5008 перестал быть минивэном
Читать далее...
Летающий автомобиль из Словакии поступит в продажу в 2017 году
Читать далее...
Tesla Roadster второго поколения появится через три года
Читать далее...
ГИБДД 80 лет. Преклонный возраст или новая жизнь?
Читать далее...
Девятая Джимхана: в главной роли — 600-сильный Ford Focus
Читать далее...
В России выросли расходы на содержание автомобиля
Читать далее...
SsangYong Musso: теперь это — пикап
Читать далее...
Какие машины угоняют в Москве чаще всего?
0 Читать далее...
Рейтинг самых продаваемых автомобилей 2017-2018 модельного года
0 Читать далее...
КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.
0 Читать далее...
Лучшие подарки автовладельцу
0 Читать далее...
Какой хэтчбэк Гольф-класса выбрать: Astra, i30, Civik или всё-таки Golf
0 Читать далее...
Обзор самых популярных кроссоверов и их сравнение
0 Читать далее...
На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?
0 Читать далее...
КАК обменять старый автомобиль на новый, Покупка и продажа.
0 Читать далее...
Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире
0 Читать далее...
Самые покупаемые машины в 2016–2017 году в России
0 Читать далее...
  • Обсуждение
  • Вконтакте